Наша школа, как и другие общеобразовательные учреждения города и округа, принимает участие в региональном масштабном проекте, направленном на раннюю профессиональную ориентацию несовершеннолетних граждан «Будущий профессионал», который организован и реализуется Сургутским государственным университетом по заказу департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и при поддержке департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Продуктом проекта станет презентация «Дизайнер профессии будущего», созданная обучающимися. Партнером проекта выступает Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Московского государственного университета.
На одном из этапов проекта учащиеся 9–10-х классов пройдут комплексное профориентационное тестирование на онлайн-платформе Московского государственного университета (МГУ).
Далее школьникам предстоит принять участие в тренинге «Дизайнер профессии будущего», результатом которого станут индивидуальные презентации школьников о профессии будущего, которые будут представлены на муниципальных конкурсах. Завершает проект региональный конкурс «Моя будущая профессия», который состоится 19 ноября на площадке университета.
В процессе участия в проекте обучающиеся получат ценные рекомендации по школьным предметам, которые стоит изучать более углубленно и какие навыки мышления осознанно в себе развивать.
Тестирование школьников организуется путём подключения к платформе в образовательной организации с выдачей результатов тестирования в бумажном либо в электронном виде каждому участнику.
Профориентационное тестирование включает в себя построение индивидуальной траектории профессионального развития на основе интересов, способностей личности и особенностей надпрофессиональных компетенций.
Профориентационное тестирование проводится в целях получения следующего результата:
- выявления способностей, навыков и профессиональных ролей ребенка;
- определения направления развития, рекомендуемого профиля обучения и потенциальной сферы деятельности;
- выявления уровня развития надпрофессиональных навыков - коммуникации, сетевой грамотности, умения систематически мыслить, уровня критического мышления и др.;
- выявления возможной профессиональной роли ребёнка в команде: аналитик, лидер, креатор, продюсер и другие.
Тест состоит из трех диагностических блоков:
Первый блок – диагностика профессиональных интересов (от 50 до 80 вопросов). Позволяет определить основные сферы профессиональных интересов ребенка: интересы не менее чем по 8 факторам, условно обозначаемым как: техника, наука, искусство, общение, бизнес, знак, природа, риск.
Второй блок – диагностика интеллектуальных способностей (от 50 до 80 вопросов-заданий + не менее 12 демо-заданий). Позволяет определить структуру интеллекта ребенка, тип интеллекта (гуманитарный, технический и т.п.), профиль способностей – факторов умственной деятельности, условно обозначаемых как: вычисления, лексика, эрудиция, зрительная логика, абстрактная логика, внимание. Кроме того, должен выдаваться общий балл по данному блоку, общий уровень интеллектуальной работоспособности.
Третий блок – диагностика личностных качеств (не менее 50 вопросов). Определение склонностей к активности, согласию, самоконтролю, эмоциональной стабильности, новаторству.
Четвертый блок – диагностика сетевой грамотности.
Пятый блок – диагностика уровня критического мышления.
Шестой блок – диагностика профессиональной роли ребёнка в команде.
Процедура тестирования:
Методика «Профориентатор» реализована в компьютеризированном (онлайн) варианте и позволяет автоматически предъявлять, собирать, обрабатывать и хранить протоколы тестирования респондентов.
Сначала респондент видит вводную инструкцию, потом вводит данные (ФИО, возраст, пол, класс, школа, муниципалитет, e-mail), отвечает на дополнительные вопросы), затем программа может предъявлять предтестовые инструкции и дополнительные инструкции перед каждой интеллектуальной шкалой и демо-задания (от 10 до 15 инструкций).
Результаты тестирования включают:
- выявление способностей, навыков и профессиональных ролей респондента;
- определение направления развития, рекомендуемого профиля обучения и потенциальной сферы деятельности;
- выявление уровня развития надпрофессиональных навыков - коммуникации, сетевой грамотности, умения систематически мыслить, уровня критического мышления и др.;
- выявление возможной профессиональной роли ребёнка в команде: аналитик, лидер, креатор, продюсер и другие.
Результаты тестирования выдаются участникам тестирования и их родителям, обеспечивается консультирование родителей педагогами-психологами.